http://www.dpni.org/articles/obshhestvo/7883/
Шоу с медведями или как я ходил в цирк 2 марта.
Мысли по дороге в цирк.
Честно сказать, никакого желания посещать представление под названием «Выборы Медведа» у меня не было, повторение одного и того же представления – обновленной версии программы советского госцирка «Свободные выборы в СССР» - уже давно успело наскучить. Но ряд моих друзей решили посетить это мероприятие и очень просили меня составить им компанию. Зевая и проклиная всё на свете за то, что придется так бездарно убить воскресный день, я добирался на подземке до места встречи ….
Номер первый. Дрессированная медведка со значком.
Звонок, на избирательном участке 428 нашему наблюдателю и члену участковой избирательной комиссии предлагают «постоять в коридоре, дабы не мешать процессу выборов». Приезжаем, нахожу ребят, занявших круговую оборону метрах в пяти от урн. Прорвались – молодцы. Рядом бродит гуманоид неопределенного возраста с ярко выраженными медвежьими признаками дочери земли обетованной и большим значком на могучей груди. На значке остановлюсь поподробней – круглый, под российский триколор, на нём надпись, что-то в духе «выбор» чего-то там – зачем описываю? Потом поймете. Подхожу к ребятам, спрашиваю: "Как дела, что случилось?". Чувствую на себе ненавидящий взгляд гуманоида. Улыбаюсь в ответ оскалом крокодила. Взаимно, милая, взаимно. Объясняю ребятам, как себя вести, подбегает девушка, живо интересуется, кто я такой, объясняю популярно кто, девушка испуганно убегает. Диктую ребятам свой телефон, в этот момент раздается вопль медведки – «Здесь снимают! Караул! Мы вас удалим!» Оборачиваюсь, последнее адресовано уже нам – выясняется, что медведке почудилось, что «какая-то женщина снимала процесс голосования», вежливо интересуюсь, а при чем здесь мы? На этом диалог затихает.
Прощаюсь с ребятами, выхожу на улицу, вижу, что сотрудник милиции оживленно беседует, видимо, с той самой женщиной. Подхожу, предъявляю волшебную книжку с надписью «Удостоверение адвоката», товарищ майор заметно мягчает, журит для проформы «нарушительницу правил поведения на арене». На моё замечание, что помещать наблюдателей в «обёзьянник» в медвежьем углу, откуда они не могут наблюдать за процессом выборов, как мне кажется более серьезное нарушение, чем съемка на мобильник чего бы то ни было, машет руками и резонно замечает, что не от него сие зависит, а сам он человек подневольный, и удаляется. И то ладно.
Номер второй. Карусель, карусель начинает рассказ, прокатись на нашей карусели…
Садясь в машину, замечаю, что у участка останавливается газель, из которой вываливаются и организованно маршируют на участок человек двадцать, по виду студиозусов – интересно, как они там в газели поместились? Эх, молодость, молодость. Забегая немного вперед, скажу, что данная газель отметилась у всех избирательных участков в этом районе, и не по разу – стахановцы!
Что такое карусель и стахановское движение в современности? Карусель - это такой цирковой аттракцион, когда при помощи ряда фокусов группа стахановцев может выполнить свой гражданский долг на выборах до тридцати раз каждый. Для данного аттракциона необходимо следующее: группа стахановцев, медведка со значком (см. выше) и желательно, но, как показывает практика, не обязательно – автобус, либо иное средство передвижения. Ранее считалось, что обязательным для данного аттракциона так же является такой цирковой реквизит как «Открепительное удостоверение избирателя», события 2 марта показали всю ошибочность такого утверждения. При наличии на сцене медведки со значком, надобность в этом реквизите отпала. Сам аттракцион весьма прост, группа стахановцев курсирует на автобусе либо пешим порядком между участками, прибыв на участок, подходит к медведке со значком, по известным только медведке признакам, она опознает стахановцев и выдает им бюллетени для исполнения гражданского долга, при этом совпадение паспортных данных стахановцев и данных несознательных избирателей, за которых исполняют гражданский долг стахановцы, значения не имеют. При попытке срыва данного аттракциона, со стороны наблюдателей и участников избирательной комиссии, не участвующих в цирковом представлении, начинается аттракцион под названием «Силачи на арене», он описан чуть ниже.
Помимо ранее упомянутой газели, по району крутились ещё два автобуса, пазик с надписью «Безопасность движения», и кажется «хёндай» с тонированными стеклами – это те, что бросились в глаза. Кроме них, между участками, которые были расположены недалеко друг от друга, перемещались пешие группы ударников стахановского движения. Обычно это до десяти человек молодёжи (но встречались и более крупные группы) во главе с одним дядькой постарше, в возрасте 40-50 лет, рискну предположить – «препод» и студенты. Таких групп видел много, особенно в середине дня – совсем обнищал госцирк, даже колесами артистов обеспечить не могут. Хотя, думаю, и здесь выделенные на карусель средства успели освоить заранее, не из жадности - скорее по привычке.
Антракт. Выступление весёлых клоунов из Молдавии.
Стоим, ждём дальнейшего развития событий, звонок, народ начинает биться в истерике – отличились циркачи из пазика, все с открепительными удостоверениями, половина с молдавскими паспортами.
До чего же всё-таки несознательный у нас народ, нашей замечательной власти уже приходиться молдавских гастарбайтеров нанимать, что бы эти трудолюбивые мигранты за нас исполнили наш гражданский долг по избранию преемника гаранта стабильности.
Номер третий. Силачи на арене.
Участок 432, летим туда, не разбирая дороги, на нашего члена избирательной комиссии напали неизвестные личности в штатском, парень отбился, но из помещения участка его удалили, как злостного «нарушителя выборного законодательства».
Прибыли, слава Богу, он цел, только помяли малость. Его история, с небольшими отличиями, потом повторится ещё на двух участках. Всего мы наблюдали цирковую программу на семи участках, аттракцион под названием «Силачи на арене» состоялся на трёх из семи.
История честного члена избирательной комиссии проста - обнаружив на участке стахановскую карусель, что на самом деле нетрудно – если у одного стола для выдачи бюллетеней быстро выстроилась длинная очередь, а у остальных столов народа мало, либо нет вообще, значит, скорее всего, прибыли стахановцы.
Так было и в этом случае, парень увидел, что творится что-то неладное, подошел к столу, где выдавали бюллетени для голосования, заметил, что при выдаче бюллетеней одному из стахановцев не был проверен его паспорт, попросил сверить паспортные данные этого участника стахановского движения с паспортными данными в журнале учёта, где тот как раз расписывался. К нему тут же подбежал медвежий наблюдатель и стал орать, что тот мешает процессу голосования и вообще нарушает цирковую программу, следом на сцене появился сотрудник милиции, с требованием ко всем не нарушать общественный порядок, в суматохе стахановец, расписавшийся за другого человека, разумеется, удалился. Парень направился к своему рюкзаку, где лежала ручка и бумага, чтобы написать жалобу с изложением всего произошедшего. Но к нему опять подбежал тот самый медвежий наблюдатель, стал толкать его и хватать за одежду – драку провоцировал. Парень не повёлся, но опять появился дядя милиционер и сказал, что по решению директора цирка, то есть председателя участковой избирательной комиссии, парень должен покинуть помещение.
Пришлось подчиниться «законному» требованию «дяди Степы», выйдя в коридор, «нарушитель» цирковой дисциплины решил позвонить и сообщить о случившемся, в этот момент он подвергся нападению двух активистов в штатском, которые, заломив ему руки, попытались утащить его в неизвестном направлении. Надо отдать должное выдержке и находчивости нашего парня, поняв, что освободить руки от захвата у него не выйдет, а рот ему зажимают, то есть и покричать-то не удастся, он просто рухнул на пол, и разразился диким воплем, из серии «помогите, хулиганы зрения лишают», активисты, явно не ожидавшие такого оборота, предпочли удалиться.
Мы подъехали минут через 15 после его звонка. Узрели его стоявшим на крыльце школы, где проходило цирковое представление, в обществе трёх стражей порядка, нашего наблюдателя, которого тоже выдворили из участка, видимо за компанию, и сотрудника в штатском. Держался парень молодцом, в его взгляде читалась мрачная решимость разобрать весь этот цирк шапито вместе с труппой на запчасти.
Добившись возвращения хотя бы наблюдателя на участок и получив письменное решение начальника цирка об изгнании «злостного нарушителя», мы отправились писать жалобу вышестоящему цирковому руководству, т.е. в территориальную избирательную комиссию (ТИК).
Номер четвертый. Коперфильд отдыхает - чудеса в урне и прочие фокусы.
Повезло, что на время этой писанины задержались у участка, через небольшой промежуток времени подъехал микроавтобус, откуда появились люди с видеокамерой, как потом оказалось, журналисты из норвежского телевидения. На ловца и зверь бежит. Вы-то нам и нужны. Ещё не остывший от всего произошедшего народ отвел душу в камеру потомков викингов. Вокруг нас всё это время крутился тип в штатском, с перекошенной от злобы рожей – как наяву был слышен скрежет его зубов, но сделать он явно уже ничего не мог. Викинги поначалу нам не особо верили, но чем дальше с нами они общались, тем больше вытягивались их лица, особенно произвёл на них впечатление «злостный нарушитель циркового режима» с видимыми следами выборной борьбы на лице. Подъехал Белов, стал показывать заснятую на камеру стахановскую газель, отметившуюся к тому времени на нескольких участках. И надо же такому случиться, что именно в этот момент она объявилась снова. Стахановцы, видимо, узрев людей с видеокамерой, от греха подальше проехали мимо этого участка, и остановились у следующего. Зря они так, кровь древних мореходов великая сила, викинги настигли газель и взяли её на абордаж. Дорого бы я дал, чтобы в этот момент узреть морду лица типа в штатском …
Едем на следующий участок 429, там наши написали несколько жалоб, составили многочисленные акты о зафиксированных нарушениях, однако, председатель местного цирка отказывается их принимать. Забираем бумаги, везем их вышестоящему цирковому руководству.
Какие нарушения были зафиксированы нашими людьми? Верный ответ: множественные – некоторые абсолютно формальные, вроде того, что наблюдатель нес переносную избирательную урну – ерунда, конечно, но закон это не разрешает.
Другие были связаны со стахановским движением и каруселью, наблюдатели неоднократно фиксировали одних и тех же людей, голосовавших по нескольку раз. Пытались привлечь внимание – всё без толку. В лучшем случае стахановцы перебирались в другой цирк, «дяди Степы» прикидывались шлангами, столбами, мебелью, лишь бы сдуру не задержать кого-то из участников стахановского движения, что, впрочем, не удивительно.
Но когда цирковой дирекции становилось понятно, что даже ударное стахановское движение не в состоянии обеспечить выполнения плана, тогда начинались чудеса в урне. На том же участке 429 после плановой «поломки» урны и её ремонта в течении четверти часа, количество бюллетеней в урне выросло с 936 до 1320, а в соседней неаварийной с 477 до 751, при том, что на участке за это время побывало явно и многим менее ста человек. У нас и урны готовы работать по-стахановски. План Путина страшная сила!
Пока сдаём жалобы в ТИК, звонок с участка 430, за написание четвертой жалобы изгнан из участка член избирательной комиссии, с формулировкой «за многочисленные нарушения выборного законодательства». Роль силачей на арене на этот раз исполнил местный "дядя Степа". Особо служивый не усердствовал и не мудрствовал, просто подошел и попросил удалиться, ввиду принятого цирковым начальством решения. Что поделаешь, служба…
Антракт. Стахановец и начальник шайтан-арбы.
День уже близился к концу, засняли напоследок группу стахановцев, которым прямо на улице чего-то раздавали, то ли деньги, то ли бюллетени, темновато было – не разглядел.
Едем дальше, на перекрестке дорог стоит маршрутка "Газель", передняя дверь неестественно широко раскрыта. Перед "Газелью" стоят двое, как потом оказалось, стахановец и начальник шайтан-арбы. Подъезжаем поближе, спрашиваем, чего случилось? Разъяренный трудолюбивый мигрант, большой начальник, шайтан-арбой как-никак управляет, начинает верещать, что этот нехороший человек (Русский парень лет двадцати) сломал его резвую и почти новую шайтан-арбу, и должен за это понести материальное наказание. Что же сделал этот парень? Оказывается, выходя из шайтан-арбы, он хлопнул дверью, отчего та сломалась. День у нас всех был тяжелый, резервы толерантности явно исчерпались, в общем, трудолюбивому мигранту сильно повезло, что место было людное, и на этот раз всё ограничилось лишь небольшой лекцией о жизни на Марсе.
Парня пришлось забрать с собой, благо ехать ему было недалеко, по дороге он разговорился. Выяснилось, что это один из участников стахановского движения. Он студент, их всех обязали помочь явкой, а то в прошлый раз цирковая программа в этом районе была самой плохо посещаемой в городе.
Номер пятый. Силачи снова на арене.
Время пол-восьмого, честно полагал, что представление закончилось, полчаса до окончания времени голосования. Но нет, силачи снова на арене. Участок 434. Несёмся туда. На крыльце стоят двое наших, два защитника правопорядка и пять активистов, из них двое представители толерантных горных народов. Выясняется, что, когда наш парень пошел купить себе поесть в буфет, там его толкнул один из толерантных, этого оказалось достаточно, чтобы нашего удалили за «неоднократные нарушения выборного законодательства». Забираем его, наблюдатель возвращается в участок. Всё, 20.00. Выборы закончились, наконец еду домой.
Номер шестой. Выступление клоунов-террористов, с взятием заложников
Как оказалось впоследствие, выборы закончились, а клоуны остались. Этого я уже не застал, поэтому привожу цитату:
«На участке 434 1 члена комисиии, 1 наблюдателя от КПРФ и 1 наблюдателя от кандидата Самсонова буквально ВЗЯЛИ В ЗАЛОЖНИКИ. С таким ещё не приходилось сталкиваться. Это тот самый участок, где члена комиссии от Самсонова выкинули с участка с использованием провокации и лиц кавказской национальности.
Председатель комиссии некий Богомолов отдал указание милиции не выпускать наблюдателей, пока член комиссии от КПРФ не подпишет итоги выборов на участке, типа претензий не имеет, хотя на участке было много нарушений. Не выпускали не только члена комиссии, но и 2 наблюдателей, которые пытались выйти с участка, но удерживались там насильно.
Мы вызвали наряд милиции, они приехали, им также не открыли двери участка. И только к 3 часам ночи член комиссии от КПРФ сдался - подписал протокол, и заложники были выпущены. Такого реального безумия на выборах я еще не встречал никогда ранее».